priest

life_scripture


Life Scripture

В поисках утраченной духовности


Previous Entry Share Next Entry
New Age
dog on the road
life_scripture

Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке. Также называемый движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком». Зародилось в XX веке. Последнее яркое проявление — после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 1970-е годы.

Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет, начало её относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям) и которая, по мнению последователей нью-эйджа, ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.

Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определенным духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией,школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

Нью-эйдж получило развитие также и в России, где появились также специфические для России организации и движения. Такого рода движения иногда позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные.
Понятие «нью-эйдж» вновь проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, отчасти теософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, антропософия, сакральная геометрия и паранормальные явления.

В 1980-е идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа:


Хотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.[1]

  • Общая вера в Любовь и Единство всего сущего.
  • Единство всех религий и учений (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению). Этот тезис иногда приводит в нью-эйдж литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений.
  • Теория прошлых рождений и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
  • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
  • Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
  • Концепция сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение «христосознания»), что раньше было доступно лишь отдельным личностям.
  • Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
  • Основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и другие, признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют «Вознесенные Владыки или учителя»).
  • Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии.
  • Вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядности.

В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):

  • Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
  • Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
  • Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения со всей природой и космосом).
  • Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие (что в узком смысле, однако, не подразумевает отказ от любых сексуальных контактов вообще), обет не причинения зла без видимой на то необходимости всему живому).
  • Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте.
  • Соблюдение определенных ритуалов, которые по мнению деятелей Нью-эйдж должны способствовать укреплению в человеке духовного роста.
  • Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определенное духовное братство или движение разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей нью-эйджа, критерий членства в организациях и братствах стал менее значим.

Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
  • Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
  • Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путем вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
  • На постсоветском пространстве значительное распространение (количество филиалов 146) получил ДЭИР

Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества[5].

Другой пример — последователь нью-эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги[6].


В России на развитие нью-эйджа особенно повлияли Николай и Елена Рерих, а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги[3]. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «нью-эйдж», которые были недоступны массовому читателю в советское время[3].

К нью-эйджу в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сформировавшихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К нью-эйджу можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.


Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования[источник не указан 24 дня]. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной так и полулегальной и в нелегальной форме[источник не указан 24 дня].

Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения:

  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.
  • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины.

Основанные на положениях нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.


  • 1
Хорошо, всегда пожалуйста.

Скажу только один факт - религия бахаи зародилась в 1844 году - мне кажется этого достаточно, чтобы понять кто у кого перенимает идеи.

:)Я тоже не спорю, люди спорят когда нет фактов, а тут даже спорить не о чем.

  • 1
?

Log in